Крым любят за впечатления: отельер о секретах туристского бизнеса на полуострове

Крым любят за впечатления: крымский отельер о секретах туристского бизнеса на полуострове

Курортный сезон в Крыму в самом разгаре: пляжи заполнены, билеты на междугородние автобусы можно достать с трудом, на улицах проще встретить приезжих, чем местных. Но это взгляд со стороны, а как профессионалы туристического бизнеса оценивают сезон-2017, Федеральному агентству новостей рассказала председатель ассоциации малых отелей Крыма, отельер Наталья Пархоменко.

— Наталья, как можно оценить этот еще не закончившийся летний сезон — успешный он для крымских отельеров, или нет?

— Сезон сложный, и я еще в 2016 году предупреждала, что он будет не такой, как предыдущие годы. Мне было сразу ясно, что волны патриотизма недостаточно — крымчанам придется работать. Так и получилось. Многие владельцы гостиниц привыкли за сезон заработать, потом хорошенько отдохнуть, вернуться и ждать лета — как стрекоза из басни. Сейчас все изменилось: если у вас в феврале нет бронирования на лето — это почти катастрофа. Даже если ваш бизнес сезонный, работать на 2018 год необходимо уже сейчас! В 2014 году у нас произошла перезагрузка в гостиничном бизнесе, поменялась категория клиентов. Объекты, которые с украинских времен работали с российскими туристами, сегодня заполнены, а вот те, у кого была украинская клиентская база, и кто не успел войти в российское правовое поле, — стоят полупустые. В итоге загрузка отелей и гостевых домов неоднородная — у кого-то 80-90%, а у кого-то всего 10-15%…

Крым любят за впечатления

— Как лично вы поступили в момент этой «перезагрузки»? Откуда взялось такое предвидение ситуации?

— Когда в 2014 году Крым воссоединился с Россией, я в этот момент работала на объекте, где целевой аудиторией были исключительно украинцы. Мы с коллегами сразу предприняли марш-бросок и поехали на материк. Я понимала, что все мои будущие туристы — россияне, и чтобы сезон состоялся, надо ехать и что-то делать. Мы ездили по большим городам, встречались с представителями торгово-промышленной палаты и министерств, туроператорами и гражданами. Сделали красивую презентацию о Крыме, рассказывали, что в нем можно увидеть. Показывали презентацию нашей ассоциации, в которой есть предложения от luxury до бюджетных вариантов. В итоге мы привлекли людей на свои объекты, и, несмотря на то, что до этого у меня были одни украинцы, в 2014 году у меня сезон состоялся благодаря россиянам. Вообще могу сказать, что те, кто в нашей ассоциации давно, и кто в переходный момент следовал нашим рекомендациям, те сегодня загружены гостями.

— Сколько сегодня отелей с вами в ассоциации?

— Больше 150 отелей в Крыму и Севастополе. Причем среди них я периодически провожу «чистку» и не всех беру в ассоциацию. Когда провожу разговор с собственником и не слышу ключевого — «я хочу учиться и развиваться», а слышу только: «давайте мне», «сделайте за меня» — понимаю, что это не наш человек. Мы учим, помогаем, пинаем, рассказываем, и активные люди с нами на рынке не утонут. А динозавры, которые не хотят двигаться, пусть ждут… Будет отдельная «ассоциация ждунов отельеров Крыма».

Крым любят за впечатления

— В чем принципиальное отличие туристического бизнеса в Крыму и на материке?

— В 2016 году я выезжала на конгресс в Сочи. Для нас этот город — пример того, как правильно развиваться в туристическом бизнесе, и мне хотелось понять, что же там такое, что и нам в Крыму необходимо иметь. Главное, что я увидела — это инфраструктура. Такую бы инфраструктуру и нам, например, в поселок Заозерное под Евпаторией, чтоб не в колючках идти дорогой к морю по неосвещенным дорогам… И будет тогда Крым таким же процветающим. Нам бы хотелось, чтобы власти сфокусировали свое внимание на этом: да, дорог здесь никогда не было, но теперь они очень нужны. Нет света, и его никогда не было — люди в поселке с фонариками ходят, а ведь в том районе, о котором я говорю, находятся очень достойные туристические объекты, хорошее море и пляжи, есть варианты бюджетного отдыха…

— Понятно, что многое зависит не от вас, а в чем должны измениться сами крымские отельеры?

— Мы начали программу «тайный гость», которая всем очень нравится. Это такая схема проверки: человек живет у вас два дня, а потом дает собственнику сводную таблицу, где перечислено, что можно улучшить, что подтянуть, что убрать. «Тайный гость» особенно хорошо работает на тех объектах, где собственник не присутствует сам, а где у него есть наемный работник, и не всегда можно проследить, как идут дела. Кроме того, сейчас мы занимаемся индивидуально планом развития объекта: приезжаем на день, делаем мониторинг, строим мини-стратегию экспресс-развития. Если четко выполнять все рекомендации, появятся заявки, если хотя бы один пункт не выполнить — дело не пойдет, это работает даже в мелочах.

Крым любят за впечатления

— Что влияет на выбор туриста, почему он предпочитает один отель другому?

— Немаловажное значение имеют отзывы других отдыхающих, им очень доверяют. Кроме того, на сайте отеля должен быть правильный контент. Люди устали от огромного количества сведений в информационном поле, им нужна красивая и реальная картинка. Не должно быть такого, что на фото кусты роз, а в реальности даже клумбы нет. Отели у нас выстроились и по целевой аудитории. Есть места, где комфортно и парам, и семьям с детьми. А есть отели, ориентированные полностью на семейный отдых с маленькими детьми, молодая пара там с ума сойдет от постоянного писка и визга. Зато дети с утра до вечера заняты, есть детская анимация, аквааэробика, игры. Родители могут спокойно «сдать» детей на игровую площадку и отдыхать.

— Насколько плотно крымские отели работают с интернет-системами бронирования?

— Несмотря на санкции, Booking работает с нами очень четко, это дает самые мощные продажи. Собственные сайты тоже дают продажи, если правильно выстроена стратегия. Если считать, что после воссоединения Крыма к России все начали с нуля, то теперь прогнозы такие: в первый год сайт дает 30-40% продаж, на следующий год — 60%, потом — 80%. Сервис Airbnb тоже пытаемся продвинуть, но с ним пока сложно из-за санкций. У нас много хитростей — иностранцы вон удивляются: как так — санкции, а в Крыму все есть! А мы умудряемся и предпринимательство вести, и банковскими картами Сбербанка пользоваться, и на Aliexpress покупать товары! Плюс? В самом Крыму уже три своих сыроварни, виноделие развивается бешеными темпами. Так что нам еще пару лет санкций, и будет все свое! Нет потока иностранных туристов, зато внутренний туризм поднимаем!

Крым любят за впечатления

— Не пугает «открытие» Турции и то, что поток туристов, который хлынул туда, мог бы приехать к вам?

— Кто хочет в Турцию — пусть едет. Людей, что ли, в стране мало, Россия разве маленькая? В Турцию едут не за познавательным туризмом, а за пляжным отдыхом, за едой «от пуза», в «алкотуры». Кто ж против? У Крыма свой турист, который любит наш полуостров за невероятное богатство и разнообразное. За море — не «черное» совсем, а всех оттенков — от зеленого до индиго. Крым — это остров впечатлений. Пляжи здесь тоже есть, да. Но помимо них здесь квинтэссенция истории, здесь пласт на пласте разных культур и эпох. Крым любят те, кому нужны впечатления. Совмещать это можно и с морем, и с лечением. В Турции нет оздоровления, а у нас есть уникальные лечебные базы, куда зашел больным, а вышел оттуда здоровым. Пусть Турция будет — они хорошие конкуренты, мы на них посмотрим из-за моря со своего берега.

— Уже понятно, какие цены на жилье будут в следующем сезоне?

— Цены расти точно уже не будут. К примеру, в Заозерном они останутся на уровне от тысячи до трех тысяч рублей за ночь, возможно — до четырех тысяч с полным пансионом. По Крыму же разброс цен разный.